КГБ жив, как и русский рок. «Фонтанка» пригласила Джоанну Стингрей на её собственную свадьбу

18 сентября 2019, 15:40
Версия для печати Версия для печати

Джоанна Стингрей презентовала в Петербурге свою новую книгу, рассказала о том, как общается с богом и получила от «Фонтанки» уникальный презент. КГБ жив, как и русский рок, констатировала подруга легендарных музыкантов.

Американка Джоанна Стингрей получила приглашение на свою собственную свадьбу, которая пройдёт в Петропавловской крепости в апреле. Вернее, прошла. В 1987 году. Журналист «Фонтанки» торжественно вручил писательнице найденное рукописное приглашение на торжество.

Катафалков а-ля Собчак на этот раз не будет. «Фонтанка» не гонится за бывшими кандидатами в президенты, как и сама Стингрей. Мы лишь бережно храним историю своего города. Приглашению — 32 года. Это один из оригиналов, которыми Стингрей и её первый муж, гитарист группы «Кино» Юрий Каспарян, зазывали друзей на свою свадьбу в 1987 году.

Титульный лист украшают чёрно-белые фотографии, где сверху помещены детские фото молодожёнов, ниже их портрет в париках и масках (Каспарян с ныне каноническим, благодаря группе НОМ, свиным пятачком) и фото Джоанны с Георгием на ленинградском мостике через один из каналов в центре города. «Навсегда вместе», — выведено каллиграфическим почерком на лицевой стороне. Внутри официальное обращение гостям свадьбы от родителей новой ячейки советского общества:

«Джоан и Фредерик Николас Стингрей Филдс просят вашего присутствия на приёме в честь бракосочетания их дочери Джоанны Стингрей и Юрия Дмитриевича Каспаряна, сына Ирины Соломоновны и Дмитрия Рафаэловича Каспарянов в понедельник, шестого апреля тысяча девятьсот восемьдесят седьмого года, в 6 часов вечера в ресторане «Аустория» в Петропавловской крепости», — гласит документ перестроечной эпохи.

Документ хранился на даче у заместителя главного редактора «Фонтанка.ру», бывшего оперативника уголовного розыска Евгения Вышенкова, вместе с другими документами, которые в конце 1980-х сотрудники КГБ собирали о молодёжи, за которой пристально приглядывали. В 1991 году актуальность коллекции отпала, ценность её не была очевидной, и коллеги подарили Вышенкову то, что постеснялись уничтожить.

О роли КГБ в истории русского рок-н-ролла на примере Ленинградского рок-клуба Джоанна Стингрей вспоминает в своих книгах. Показательным остаётся самое первое интервью Стингрей, которая она взяла в свой самый первый приезд в СССР в 1984 году у Бориса Гребенщикова. «Фонтанка» ранее публиковала фрагмент книги Стингрей с этим разговором.

С Джоанной Стингрей мы встретились в той самой гостинице, где она останавливалась и в 1980-е, и сейчас, за полчаса до презентации её новой книги «Стингрей в Зазеркалье». Таинственную звезду русского рока по коридорам отеля, где в роскошных платьях дефилировали участницы свадебных торжеств Фёдора Бондарчука и их спутники, от Игоря Верника до Игоря Угольникова, сопровождали её давние друзья, писатель и переводчик Александр Кан и Виктор Сологуб, музыкант групп «Странные игры», «Поп-механика», «Deadушки». Стингрей раздавала автографы и интервью буквально на ходу.



Фото: Николай Нелюбин/«Фонтанка.ру»



Фото: Николай Нелюбин/«Фонтанка.ру»

В разговор с телевизионщиками в холле отеля внезапно ворвался Сергей Бугаев Африка и попытался на откровенном русском языке рассказать юным журналистам про прелести СССР. «Спасибо, Сергей», — растерянно отвечали телевизионщики, тщетно пытаясь вернуться к разговору с американкой. И тут в дело вступила «Фонтанка».

— Джоанна, вам подарок. Точнее, приглашение на свадьбу. Вашу. В 1987 году.

— Вау! Фантастика! Откуда это у тебя?

— Коллеги сберегли. Из архивов КГБ.

— Ха-ха-ха!

— Почему приглашали всех на свадьбу в апреле, а в итоге бракосочетание случилось в ноябре?

— Потому что мне закрыли визу. Мы были готовы ехать в Ленинград весной. Я и мои гости. Всем визу дали, но не мне. Я уехала из СССР в январе 1987 года, а вернуться должна была в марте. В нашу любовь тогда вмешалась политика… Но госсекретарь США Джордж Шульц встретился с Эдуардом Шеварнадзе (министр иностранных дел СССР в 1985-1990 годах — прим.ред.). Это было в августе. Шульц назвал ему моё имя. Сказал, что оно стоит в чёрном списке на получение визы в СССР. Он сказал, что невозможно мешать любви. И я получила визу! И свадьба состоялась в ноябре. Приглашения эти были действительны (смеётся — прим.ред.).

 



Фото: Николай Нелюбин/«Фонтанка.ру»

— Сегодня за вами дяденьки в штатском присматривают, как и 35 лет назад? Ваши визиты тогда совпали с серьёзными переменами в России.

— Я не думаю, что за мной следят, как тогда. Глазами. Но, думаю, что они всё равно смотрят. Если люди с современными средствами связи думают, что за ними нельзя следить круглосуточно, то они очень наивны.

— Вас это не беспокоит?
— А я не делаю ничего плохого. Я делаю всё открыто и честно.

В свою очередь, музыкант Виктор Сологуб выразил «Фонтанке» сомнение, что копия приглашения на свадьбу Стингрей была добыта госбезопасностью прямо в типографии.

«Думаю, что кто-то из своих и отнёс. У нас в тусовке многие с органами общались. Все там побывали!», — смеясь, рассказал участник одной из четырёх групп, попавших на легендарный альбом русского рока «Red Wave», изданный усилиями Стингрей в Австралии в 1986 году.

 



Фото: Николай Нелюбин/«Фонтанка.ру»

Разговоры о «Красной волне» рок-музыки продолжились и на презентации книги, куда звезда рок-н-ролла пришла пешком под дождём, в окружении читателей и собак, к которым она неравнодушна.

 



Фото: Николай Нелюбин/«Фонтанка.ру»

В магазине «Буквоед» на Невском собралось несколько сотен горожан, чтобы задать свои вопросы Стингрей и получить автограф. Почему легендарный двойной винил с уникальными записями «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр» не переиздаётся, подруга музыкантов не знает, но пообещала выяснить. Диалог с читателями добавил деталей о тех днях к книгам Стингрей. Главным моментом в русском роке она считает финал фильма Сергея Соловьёва «АССА», где Виктор Цой поёт канонически гимн перестройки — «Перемен». Петербург для американки остаётся «одним из лучших городов в мире». «Моя душа, мое сердце в Ленинграде и Петербурге», — сказала Стингрей, заметив, что в Москве теперь всё, как в любых других мегаполисах мира, где вроде бы всё хорошо и сыто, но одна суета.

На вопрос, что бы она хотела изменить в прошлом, будь у неё такая возможность, подруга Виктора Цоя сказала, что была бы рада отменить его трагическую гибель, как и музыканта Александра Башлачёва, который погиб за два года до Цоя. О похоронах Виктора она не помнит ничего совершенно, потому что это были чёрные дни. А новые песни Гребенщикова она не может воспринимать никак иначе, как подарки от Бога, который ей постоянно рассказывает о своих радостях.

«Он мне постоянно пишет в WhatsApp. Пинь. И картинка от него. Пинь. И песню поёт для меня. Я его люблю как раньше, он бог. Правда», — с уверенной улыбкой заявила гостья из Лос-Анджелесса. «От него сияние исходит», — почти хором c не менее уверенными улыбками на лицах ответила аудитория цитатой из всё той же «АССА».

Джоанна Стингрей рассказала, что история её дружбы с ленинградскими рокерами всё ещё может быть экранизирована. После смерти Дэвида Боуи, который должен был сыграть в фильме БГ, есть другие претенденты на роли в проекте. Но когда это случится, не знает никто. Почти наверняка раньше выйдет документальный фильм из кадров, которые снимала сама Стингрей в 1980-е в СССР на видеокамеру. Архив долгие годы хранился у её московского друга, басиста группы «Звуки Му» Александра Липницкого, но теперь он снова у Стингрей.

Ещё одной «сенсацией» для ценителей русской независимой музыки стал рассказ про кассету с записями Сергея Курёхина. Неутомимый экспериментатор и лидер «Поп-механики» написал несколько песен для Стингрей, которая сама выпускала пластинки в те годы.

«Это восемь песен, которые он спел своим смешным фальцетом, играя на пианино. И там есть песни, где пою я. Это стоит издать на отдельном альбоме. Возможно, это будет вариант, где отдельно поёт Сергей и я», — разожгла аппетиты коллекционеров Стингрей.

«От первой вашей книги я много смеялся. От второй — плакал», — сказал один из участников встречи. Стингрей согласилась, что продолжение рок-истории в 1990-е не было таким весёлым, и пообещала весной 2020 года вернуться, чтобы представить фотоальбом со своими снимками тех лет.

Что касается десятков интервью с рок-музыкантами, которые Стингрей взяла 30 лет назад, то и они в будущем станут отдельным томом истории русского рока. «Русский рок ещё жив!», — абсолютно искренне сказала американка.

Минувшим летом Джоанна Стингрей поддержала мирные протесты в Москве. Но быть сегодня участницей околополитических процессов она пока не готова. «Я и тогда не хотела делать политику. Я просто хотела дружбы. И сегодня делать политику я не хочу. Я же больше писала и пишу песни про войну внутри. Так меня учил мой учитель — БГ».

Ближайшей новостью от Стингрей станет выход в октябре дебютного альбома её дочери Мэдиссон, который Джоанна продюсировала. Там есть песни, посвящённые русским рокерам и лично Виктору Цою.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанка.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>